Некоммерческое партнерство
Саморегулируемая организация
управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»

Позвоните нам

(495) 987-12-79

Напишите нам

np.sro.kit@gmail.com

Как научиться читать счет-фактуру.

Можно ли сэкономить на коммунальных платежах, выиграть в суде дела по ЖКХ и навести порядок в собственном доме? Ответ на эти и многие другие вопросы прекрасно знает Геннадий Сомов.

Энергетик на пенсии, а сейчас председатель союза домовых комитетов Казани, все свободное время он посвящает тому, чтобы добиться справедливых тарифов ЖКХ. За шесть лет восемнадцать раз судился и, надо отдать ему должное, выиграл двенадцать процессов. "РГ" пригласила народного эксперта в гости, чтобы он провел для сотрудников редакции и читателей ликбез на тему "как прочесть счет-фактуру". Да-да... все мы из месяца в месяц рассчитываемся за коммунальные платежи, телефон и газ, но понятия не имеем, за что, собственно, платим, а порой и переплачиваем.
Начинаем экономить

Российская газета: Геннадий Михайлович, вопрос, который интересует всех. Можно ли сэкономить на коммунальных платежах?
Геннадий Сомов: При наличии счетчиков на воду, электричество, газ и хозяйственном подходе каждого собственника жилья - можно. Для начала, конечно же, нужно установить счетчики на воду и электричество, они очень быстро окупятся. К примеру, пока в моей семье из двух человек не было счетчиков, мы оплачивали по нормативу почти 15 кубометров воды, а после 2005 года, когда их поставили, платим максимум за 4. При этом мы не стали меньше стирать, мыться или готовить. Не нужно обладать познаниями в высшей математике, чтобы посчитать, что за шесть лет счетчик не только окупился, но и позволил нам существенно сэкономить.

Кроме того, у меня дома стоит двухтарифный счетчик на электричество, который ведет подсчет трат не только в дневное, но и ночное время с 11 вечера до 7 утра. Мы с женой поздно ложимся спать - смотрим по ночам телевизор и стираем. Поэтому для нас экономия налицо, так как ночной тариф составляет половину стоимости дневного.

Но сейчас я советую устанавливать дома трехтарифные счетчики, которые позволяют платить отдельно не только за день и ночь, но и за пиковые часы, которые приходятся на раннее утро и вечер.

РГ: Мы постоянно следим за вашими судебными процессами, где вы добиваетесь справедливых тарифов. Много ли таких людей, как вы?

Сомов: Народ боится судиться, поэтому исков - единицы. Я ведь тоже первое дело проиграл, когда в своем иске выставил требования сразу по нескольким пунктам счета-фактуры. И тогда судья дал мне совет подавать иски по каждому пункту в отдельности, тщательно изучить вопрос и, главное, подготовить всю доказательную базу: постановления местного исполкома, кабинета министров Татарстана и российские законы.
В данное время я доказываю, что плату за вывоз мусора и лифт нужно брать с человека, а не с квадратного метра. Но сужусь не только ради себя, а чтобы и другие люди могли сделать перерасчет.

РГ: А можно ли обратиться к вам за помощью?

Сомов: Каждый вторник мы, члены союза домовых комитетов Казани, ведем бесплатный прием граждан, консультируем всех желающих. И надо отметить, что к нам приходят не только бедные старушки, но порой даже очень обеспеченные люди.
И не тариф вовсе

РГ: А теперь о счетах-фактурах. Начнем прямо с верхней строчки таблицы, где видны первые зашифрованные записи. Вот, к примеру, перерасчет за предыдущий период с указанием долгов и переплаты. Перед нами счет-фактура, где переплата за электричество составила почти три тысячи рублей. Значит ли это, что на протяжении предыдущих месяцев жильца просто обманывали?

Сомов: Удивительно, что управляющая компания (УК) в этом призналась и делает перерасчет. Как правило, бывает наоборот, всегда что-то должен жилец. Обычно всех надувают на общедомовых нуждах. От нас ежемесячно требуют сдавать показания счетчиков день в день, а сами управляющие компании не спешат снимать данные с домовых приборов учета. В итоге разницу от потерь списывают на потребителя. Потери в любом случае неизбежны, так как сети у нас старые. Но если снимать показатели день в день, то они будут минимальны.

Кстати, проверить, в какие сроки компания снимает показания приборов, можно по тому же счету-фактуре. Внизу есть таблица, где указано, в какие сроки и какие показания сняла УК. Если даты разнятся, это повод обратиться за объяснениями.

РГ: Еще одна строка, которая нас вводит в заблуждение, это "тариф за единицу". Понятно, что на свет и воду действительно указан тариф, но если взять, к примеру, отопление, то тут речь идет явно не о тарифе.

Сомов: Совершенно с вами согласен. Здесь указан не тариф, а оплата за единицу. И недавно на заседании межведомственной комиссии по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг вице-премьер РТ Равиль Муратов потребовал изменить эту графу, но пока никто этого так и не сделал.

Тариф на теплоснабжение по тем домам, что отапливает "Татэнерго", составляет 566,4 рубля за гигакалорию, Казэнерго - 1179,26 рубля. А мы платим за квадратный метр, и это уже единица. Вот поэтому жильцы и не могут свериться с теми тарифами, которые представляют перед началом очередного повышения, и возникает неразбериха.
За что можно не платить

РГ: Очень интересная графа - "сумма недопоставки". Как правило, в этой строке стоят одни нули, так как признавать недопоставку в УК не спешат. Интересно, могут ли сами жильцы доказать, что им отключали тепло, воду, электричество? И как это сделать?

Сомов: Вообще фиксировать недопоставку - дело управляющих компаний. Но вы правы, признавать ее они не спешат. Так что здесь взять инициативу в свои руки должны сами жильцы. Если дома стоят счетчики на воду и электричество, беспокоиться не о чем. А вот если жилец платит по нормативу, тогда ему необходимо составить претензию в свою управляющую компанию и указать, что такого-то числа с такого-то времени не было электричества, воды или тепла.

Перед этим нужно обязательно пригласить к себе представителей УК, но рассчитывать на их визит не стоит. Поэтому в претензии нужно указать, что "мы вас приглашали, а вы не пришли". Под этим актом должны подписаться как минимум два человека (можно попросить соседей). Один экземпляр вы оставляете себе, другой сдаете в управляющую компанию. Причем попросите на вашем акте поставить входящий номер и дату. В этом случае вам обязаны сделать перерасчет.

РГ: "Стоимость услуг в пределах СН". Что это такое?

Сомов: СН - это социальные нормы. Данная графа для тех, кто имеет льготы по оплате услуг ЖКХ.

РГ: Загадочные строки "учтенная РЖУ" и "учтенная плательщиком"...

Сомов: "Учтенная РЖУ" - это, собственно, и есть недопоставка. Эта строка дублирует "перерасчет за предыдущий период", "долг и переплату". А вот "учтенная плательщиком" - графа интересная. Беда в том, что мы сами не заполняем этот пункт, а имеем полное право это сделать. К примеру, вы ежемесячно сдаете показания счетчиков, а вам упорно начисляют плату по нормативу. Так вот, вы имеете право указать свои суммы с учетом показаний. Или здесь же отметить недопоставку тепла, электричества, воды. А можно отказаться платить за работу дворника. Правда, этот факт тоже нужно доказать с помощью акта.

Запомните, "оплачено" - эта графа для нас с вами, и ее нужно обязательно заполнять, чтобы потом не выяснять, кто, кому и за что переплатил.
К сожалению, в банках и на почте неправильно отрывают купон счета-фактуры. И, как правило, та часть, где вы вносите свои изменения, остается у вас, а управляющая компания видит только то, что вы не заплатили по счету, и потом выкатит вам долг. Поэтому при оплате обязательно требуйте отрывать купон так, чтобы строки "учтенная плательщиком" и "оплачиваю" обязательно попали в УК и там увидели, за что вы не заплатили.

P.S. Это только первый урок на тему, как научиться читать счет-фактуру. В следующем номере мы расскажем, из чего складываются коммунальные услуги, почему приходится платить за себя и соседей-должников и как заставить управляющую компанию обратить внимание на проблемы дома.

http://www.rg.ru/2012/02/10/reg-pfo/somov.html