Некоммерческое партнерство
Саморегулируемая организация
управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»

Позвоните нам

(495) 987-12-79

Напишите нам

np.sro.kit@gmail.com

Штраф за нераскрытие информации и нарушение лицензионных требований.Очередная статья директора НП СРО УН "КИТ" Шерешовец Е.В. в журнале  "Управление многоквартирным домом"


Практика

Е.В. Шерешовец, директор компании «КИТ», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав.кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ

Штраф за нераскрытие информации и нарушение лицензионных требований. С 1 МАЯ 2015 г. ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ УО, ТСЖ, ЖСК. ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОЭТАПНЫМ ВВЕДЕНИЕМ ГИС ЖКХ.
ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ САНКЦИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В НОВЕЛЛАХ.
Кто и когда обязан вносить информацию в ГИС ЖКХ.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”» упразднил ст. 7.23.1 КоАП РФ с 1 мая 2015 г. (п. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Фе-
дерального закона № 263-ФЗ). Вместо нее действует ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для УО, ТСЖ,ЖСК и индивидуальных предпринимателей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение законного порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо неполное ее размещение или умышленное ее искажение. Обязанность организаций, управляющих МКД, обеспечить свободный доступ к информации об их деятельности посредством ее размещения в ГИС ЖКХ установлена ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, а также ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информацион ной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Здесь есть тонкость. Действие части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начинается с 1 июля 2016 г. До этого времени все УО в соответствии
с лицензионными требованиями должны раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru и лишь ту часть, которая указана
в ст. 198 ЖК РФ, размещать в ГИС ЖКХ. Это условие обязательно для всех УО с 1 августа 2015 г. Однако в некоторых регионах субъектами РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации системы с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором системы. На основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ на территории такого субъекта РФ организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ уже через четыре месяца после вступления в силу соглашения. Перечень регионов, подписавших соглашение, можно увидеть на сайте ГИС ЖКХ. Таким образом, в общем случае ГИС ЖКХ вводится в эксплуатацию
с 1 июня 2016 г. И, соответственно, положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о финансово-хозяйственной
деятельности и предоставляемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв. постановлением Правитель-
ства РФ от 23.09.2010 № 731, применяются до 1 июня 2016 г. Далее будет действовать ч. 10.1 той же статьи (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ).

До 1 июня 2016 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны публиковать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.
Однако штрафные санкции за его нарушение не применяются с 1 мая 2015 г.


Лицензионные требования и информация УО


Однако УО расслабляться нельзя ни при каком случае. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ в число лицензионных тре-
бований входит соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Аналогичное
требование включено в перечень лицензионных требований в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании предпри-
нимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014
№ 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Требова-
ние подтверждается письмом Минстроя России от 17.06.2015 № 18624-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи
с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления мно-
гоквартирными домами».В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УО обеспечивает беспрепятственный доступ к основным показателям ее финансово-хозяйственной деятельности, информации о ее услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.
Неразмещение информации – это нарушение лицензионных требований. Неразмещение информации – это нарушение
лицензионных требований. 
Предпринимательская деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований согласно ст. 14.1.3 ч. 2
КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. – 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250 тыс. – 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица – 250 тыс. – 300 тыс. руб. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут такую же административную ответственность, как юридические лица.
Судебная практика по искам о нарушении лицензионных требований

Есть примеры судебной практики по статье о нарушении
УО лицензионных требований. Приведем их, хотя они и не касаются вопроса размещения информации УО.
Решение Октябрьского районного суда Новосибирска от 09.09.2015 по делу № 12-475/2015 подтвердило правомерность привлечения УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначения административного нака-
зания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд не выявил смягчающих обстоятельств для уменьшения суммы штрафа.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 17.08.2015 по делу № 12-215/2015 ООО «Департамент
городского хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 тыс. руб. Суд счел возможным применить ми-
нимальный размер штрафа.В решении Канавинского районного суда Нижнего Новгорода от 21.08.2015 по делу № 12-682/2015 суд определил, что УО допущены нарушения пп. 4.4.1 и 4.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя от № 170,подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, а также ч. 2.3 ЖК РФ.
Суд квалифицировал действия УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначил штраф в размере половины минимального –
125 тыс. руб.
Подольский городской суд Московской области от 27.08.2015 по делу № 12-368/2015 снизил первоначально определенный миро-
вым судьей штраф в связи с тем, что МКД внесен в план по Программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Суд определил привлечение УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить и снизить
размер назначенного штрафа до 125 тыс. руб.
Кировский районный суд Самары от 29.09.2015 по делу № 12-454/2015 признал фактические обстоятельства дела соответ-
ствующими собранным доказательствам и квалифицировал действия директора УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Однако суд признал смягчающими обстоятельствами:ƒƒ устранение нарушения на момент рассмотрения дела;
ƒƒ финансовое состояние директора УО, его средний заработок, наличие на иждивении сына. На этом основании штраф назначен ниже низшего уровня с учетом требования ч 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тыс. руб.Также есть примеры прекращения производства по делам об административном правонарушении за малозначительностью в случае, когда УО незамедлительно исправила все нарушения (решение Приокского районного суда Нижнего Новгорода от 11.09.2015 по делу № 12-334/2015).
Требования к информации
Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может быть объектом
публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных техноло-
гиях и о защите информации», Закон об информации).Любое лицо может свободно пользоваться информацией и пе-
редавать ее другому лицу, если доступ к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения не огра-
ничены федеральными законами.В правоприменительной практике (например, в определении Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № 35-КГпр14-5, постановлениях ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1766/2014 по делу № А40-23492/13-138-219, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А27-8634/2011 и др.) в целом поддержана позиция законодателя об отнесении к информации любых сведений, в том числе запрещенных и конфиденциальных.
В научной доктрине сформировалось представление о том,что информация должна отвечать следующим основным требо-
ваниям:
ƒƒ надежность: распространяемая информация должна отражать реальное,достоверное состояние объекта;
Информация –это сведения (сообщения,данные) независимоот формы их представления.

ƒƒ актуальность: несмотря на то что чаще информация ориентирована на многократность использования, она должна быть своевременной и уместной;ƒƒ

понятность: содержание распространяемой информации должно быть понятно ее адресату, в противном случае цель ее распространения будет неоправданной.
Наиболее распространенным ограничением к доступу информации, определенной федеральным законодательством, следует
указать общее правило ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информа-
ции». Если размещение открытой информации в ГИС ЖКХ может повлечь нарушение конфиденциальности информации, доступ
к которой ограничен федеральными законами, то такая публикация прекращается по судебному решению.
Пример
Если открытые данные ГИС ЖКХ нарушают требования Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», то
обладатель коммерческой тайны в судебном порядке может восстановить свои права. Если же размещение открытой информации нарушает требования Федерального закона «О персональных данных», то оно долж-
но быть приостановлено (прекращено) по требованию уполномо ченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» обозначено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). То есть все сведения, касающиеся только одного человека, могут быть его персональными данными.66

                                                                                        Журнал  "Управление многоквартрным домом" №3 2016г.