Некоммерческое партнерство
Саморегулируемая организация
управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»

Позвоните нам

(495) 987-12-79

Напишите нам

np.sro.kit@gmail.com

Административная ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК

Доступность информации со стороны управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК для собственников помещений является основой для эффективного управления МКД. О доступности и достоверности информации подробнее описано в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", № 01, 2014.

Практика показывает, что правильно организованная система информирования снимает значительную часть конфликтного потенциала.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (Постановление № 731) в свободном доступе должны быть:

- общая информация об управляющей организации (УО);

- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УО (в части исполнения договоров управления или уставной деятельности);

- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;

- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;

- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;

- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 5 Постановления № 731 информация раскрывается УО путем:

  • обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору УО:
  • - сайт УО;

    - сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

    - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

  • опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (данный способ актуален только для управляющих организаций);
  • размещения на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении УО или МКД, доступном для всех собственников помещений в доме в случае управления домом ТСЖ, ЖСК;
  • предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.


ТСЖ и ЖСК в отличие от управляющих организаций не обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на своем собственном сайте.

Состав информации, подлежащий раскрытию ТСЖ и ЖСК, также имеет некоторые отличия, связанные с их организационно-правовым статусом, от информации, раскрываемой УО.

Помимо общей информации (наименование, почтовый адрес, режим работы органов управления и т. д.), бухгалтерской документации и информации, связанной с технологией обслуживания МКД, они должны публиковать, в частности, протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы содержания дома, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, информацию о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием, сведения об образовании резервного или иного специального фонда на проведение текущего и капитального ремонта.

Технические процедуры передачи информации о своей деятельности на специальный сайт регламентированы приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".

Наиболее принципиальными моментами в стандарте являются объем раскрываемой информации, определение сроков предоставления информации заинтересованным лицам, использование возможностей сети Интернет. Доступность информации со стороны УО для собственников помещений, правильно организованная система информирования способствуют эффективному управлению МКД.

В соответствии со ст. 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД. Совершение указанного нарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 – 50 тыс. руб.; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 250 тыс. до 300 тыс. руб.

Совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного до трех лет.