Некоммерческое партнерство
Саморегулируемая организация
управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»

Позвоните нам

(495) 987-12-79

Напишите нам

np.sro.kit@gmail.com

12 сентября 2012г. состоялся  Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности.
НП СРО УН «КИТ», в лице Макаренко Анны Андреевны, приняло активное участие  в обсуждении законодательных инициатив по информационной открытости и надзору за СРО.

12 сентября 2012 года состоялось заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности и профессиональной деятельности, посвященное обсуждению осенних законодательных инициатив по саморегулированию. Сопредседатель Совета, вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев приветствовал участников в связи с открытием «осенней сессии» Совета ТПП РФ и представил нового сопредседателя -  Дмитрия Курочкина, который на данный момент исполняет обязанности вице-президента ТПП РФ. От Национального объединения строителей в совещании участвовал главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Роман Ковнер. В ходе заседания Р. Ковнер вновь обратил внимание участников мероприятия на не предотвращенную до сих пор угрозу принятия поправок в 315-ФЗ, разрушающих действующую систему саморегулирования в России. По его словам, в окончательной резолюции по итогам парламентских слушаний «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития» ни одно из мнений представителей профессионального сообщества не учтено. В резолюции зафиксированы только позиции чиновников и депутатов, выступающих за кодификацию норм законодательства о саморегулировании без учета отраслевой специфики.

По повестке дня были рассмотрены проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». Члены Совета выступили с резкой критикой обоих документов. Так в отношении проекта федерального закона о повышении информационной открытости саморегулируемых организаций было высказано мнение, что документ не только содержит много противоречий и неточностей в определениях, но и вместо повышения открытости СРО открыто нарушает конституционные права граждан, регламентируя обязательное размещение в реестрах саморегулируемых организаций личных данных физических лиц-членов СРО и работников членов СРО.

Законопроект  в представленном виде попросту не будет работать, потому что, по сути, не определяет ни принципа, ни стандартов информационной открытости саморегулируемых организаций, что приведет к созданию реестров, из которых будет невозможно получить аналитическую информацию. Озадачивает и объем необходимой к размещению информации. Представляется, что перечень требуемых для реестра СРО сведений излишний и неоправданно широкий, непонятно, кому может быть адресована такая детальная информация. При этом заинтересованному лицу СРО может предоставить информацию по запросу. Также возникает вероятность того, что в СРО, где несколько тысяч членов, могут не справиться с последующей актуализацией такого объема данных. А также участники отметили тот факт, что увеличение размещаемой информации неизбежно приведет к увеличению затрат СРО, что в свою очередь несомненно ляжет  финансовым бременем на членов саморегулируемых организаций.

По итогам обсуждения законопроекта члены Совета пришли к выводу о необходимости доработки документа ко второму чтению. Решено создать рабочую группу, которая от имени профессионального сообщества займется формированием поправок в проект закона. По мнению К. Апрелева, при доработке законопроекта необходимо четко обозначить интересантов той или иной информации, а также избежать детальности, определить минимальный уровень требуемой информации и критерии для ее размещения на сайтах.

Не нашел поддержки Совета и проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». Негативная оценка была дана и по сути документа, и по технике его юридического исполнения. Генеральный директор Национального союза аудиторов Мария Воронина заявила, что проект постановления противоречит федеральным законам, регламентирующим деятельность  саморегулируемых организаций, и представляет собой компиляцию норм из разных федеральных законов, регламентирующих проведение государственного надзора за деятельностью СРО. Существующих в саморегулировании проблем в сфере надзора документ не снимает, поэтому по итогам обсуждения Советом решено подготовить отрицательное заключение на проект постановления с обоснованием нецелесообразности его создания.

Далее члены Совета ТПП РФ обсудили проблему, связанную с возможностью признания СРО и их национальных объединений «иностранными агентами» в связи с вступлением в силу № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Вопрос оказался достаточно дискуссионным, что, по мнению президента Национального объединения организаций экспертизы в строительстве Шоты Гордезиани, уже указывает на возможность различных трактовок норм 121-ФЗ, поэтому в целях предупреждения негативных ситуаций необходимо подготовить поправки, исключающие неоднозначное толкование понятия «некоммерческая организация, осуществляющая функции иностранного агента» в отношении СРО. Советом ТПП РФ  решено обратиться к субъектам законодательной инициативы с просьбой о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

В заключение был утвержден план работы Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности до конца 2012 года. Среди планируемых к рассмотрению тем такие, как недобросовестная конкуренция в саморегулировании, организация надзора и работа дисциплинарных органов СРО, судебная практика саморегулирования, ответственность СРО перед потребителями, инструменты демократичности управления и защиты от бюрократии и вмешательства власти в систему саморегулирования профессионального сообщества и мн. др.