Некоммерческое партнерство
Саморегулируемая организация
управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»

Позвоните нам

(495) 987-12-79

Напишите нам

np.sro.kit@gmail.com

5 декабря 2012 года состоялось заседание Совета Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации по саморегулированию  предпринимательской и профессиональной деятельности, которое проходило в Малом зале ТПП РФ в формате видеоконференции для представителей бизнеса из всех российских регионов.

На заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности обсуждались  перспективы принятия законопроектов № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций», а так же накопившиеся проблемы с применением действующей редакции  Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

 Несмотря на дискуссии участников заседания Совета,  профессионалы и отраслевики выступили единым фронтом против кардинального пересмотра соотношения базового и специального законодательства о саморегулировании, так как механизм саморегулирования уже запущен и многие отрасли  работают как на добровольной основе, так и на обязательной, объединяясь в саморегулируемые организации, устанавливая стандарты и правила для своих членов. Вопрос внесения поправок в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» остается открытым.

Директор НП СРО УН «КИТ» Шерешовец Елена Владимировна выступила с докладом «Об основных законодательных инициативах по вопросам саморегулирования, состоянии и перспективах их принятия в качестве федеральных законов на примере законопроекта 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Введение института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, будет способствовать системной организации деятельности управляющих организаций, исключению возможности деятельности недобросовестных управляющих организаций и созданию обеспечительных механизмов компенсации неблагоприятных последствий в непредвиденных случаях.

Проектом федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенным членами Совета Федерации С.Ю.Орловой, В.Е.Межевичем, С.М.Киричуком, Ю.В.Росляком, А.М.Чернецким; депутатами Государственной Думы В.А.Пехтиным, О.В.Морозовым, М.Л.Шаккумом, Е.Л.Николаевой, а также В.П.Парфеновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации новым разделом IX «Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами».

Вместе с тем, законопроект далек от совершенства. Необходимо доработать следующие положения:

1. Законопроектом предусматривается объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 100 управляющих организаций. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» устанавливается минимальное количество членов саморегулиуемой организации: не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом допускается установление специализированными федеральными законами иного минимального количественного состава членов саморегулируемой организации.

  Требования к численности членов должны способствовать созданию конкурентных саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами, что не сможет быть обеспечено учитывая небольшое количество управляющих организаций в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, согласно замечаниям и предложениям по законопроекту Законодательного Собрания Кировской области в Кировской области деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляет всего 108 управляющих организаций, в том числе работающих в небольших населенных пунктах.

2. Частью 5 проектируемой статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается принятие решений об утверждении, изменении и признании утратившими силу документов саморегулируемой организации постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Вместе с тем данный орган управления саморегулируемой организации не относится к числу обязательно создаваемых органов, поскольку его функции могут осуществляться общим собранием членов, что следует из части 2 статьи 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Таким образом, в законопроекте следует предусмотреть установление системы управления саморегулируемой организации: порядок формирования органов управления, их компетенция.

3. Пунктом 4 части 1 проектируемой статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается обязанность разработки и утверждения саморегулируемой организацией документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами организации жилищного законодательства.

  Частью 8 статьи 9, частью 1 статьи 10 и пунктом 4 части 3 статьи 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ                                         «О саморегулируемых организациях» установлено, что меры дисциплинарного воздействия применяются в отношении членов СРО в случае нарушения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

  Более того, Кодексом об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение жилищного законодательства (статья 7.22. Кодекса).

4. Законопроектом предусматривается необходимость уплаты взноса в компенсационный фонд в размере не менее ста тысяч рублей вне зависимости от размера жилищного фонда, находящегося в управлении управляющей организации. Фактически данное положение не только не будет способствовать развитию рынка управляющих организаций, а может, напротив, стать инструментом борьбы с конкурентами.

Целесообразно: средства компенсационного фонда подлежат использованию только в тех случаях, когда возмещение ущерба не покрывается страховыми выплатами.

 

Данная работа станет основой принятия взвешенных решений в интересах саморегулируемых организаций России.